| |||||||||
Новости Кино БекХан Джоана Стингрей Формы Центурион Живые Запасной выход Апрель БКПь Виктор Вторая Серия Денис Hunter |
Чем больше узнаешь о Цое из книг, интервью, воспоминаний соратников, тем меньше, как ни странно, понятно, кем же он был на самом деле: раскрученной (да простят меня фанаты) "звездой", вытянувшей счастливый билет в той лотерее, где прочим досталась пустышка, или же, как это принято сейчас говорить, - self-made man, человек, сделавший себя сам. Не знаю, какой целью задавались составители сборника: если дать объективный и всеобъемлющий портрет Виктора Цоя, то вы ничего не потеряете, пропустив сей труд мимо ушей. Хотя, справедливости ради, замечу, что человеческая сущность Цоя достаточно здорово прописана, а вот с анализом творчества - явно не получилось. Если же просто переиздать книгу шестилетней давности и напомнить тинейджерам, что кроме интересной музыки есть и интересные книги, то можно было и не стараться: поезд уже ушел. Вообще, редкий сборник нельзя назвать "братской могилой": этот - не исключение. В настоящее издание вошли: рассказ самого Цоя "Романтик", написанный в феврале 1987 года в знаменитой ленинградской котельной "Камчатка", тексты песен, в том числе ранние и малоизвестные, воспоминания друзей, "Точка отсчета" - повесть Марианны Цой, приоткрывающая завесу закулисной жизни "звезды", и повесть Алексея Рыбина "Кино" с самого начала". Новая книга изрядно шокирует читателя: мы ведь знаем Цоя последней трети восьмидесятых и совсем не знаем другого, "доперестроечного" Цоя, времен ленинградского "панкерства". Фактически нам известен не столько сам Цой, сколько легенда о "человеке в черном, последнем романтике". И это самый спорный момент книги: примет ли читатель другого Цоя, нужен ли он ему другой? О литературных достоинствах рассказа Цоя "Романс" я, пожалуй, умолчу. Прочитав, еще раз убеждаешься в точности избитой фразы: не всегда хорошие поэты пищут прозу хотя бы среднего уровня. Но наверняка и у этой вещи найдется читатель, любитель абсурда или авангарда (между прочим, это не одно и то же). Примерно так же обстоят дела с "Точкой отсчета" Марианны Цой. Жизнеописание главного героя изобилует темными пятнами, провалами во времени, неясными мотивами тех или иных поступков. Можно, конечно, порассуждать на тему "не все надо показывать публике". Да на здоровье! Не об этом речь. Книга претендует на ПРАВДИВЫЙ рассказ о Цое. А получилась манная каша со сладеньким сиропчиком: очередная порция баек, за которыми не видно живого человека. На мой взгляд, в таком случае вообще не стоило хвататься за авторучку и вспоминать бытовые подробности и заковыристый синтаксис русского языка. Вдобавок кокетство автора местами совсем уж неприлично сползает в самолюбование. И, если честно, "Точка отсчета" - не столько о Викторе, сколько о четырех годах совместной жизни рядом с Цоем. Почувствуйте разницу. Любители "бытовухи", радуйтесь: ваше. Но для портретности, для образа - повесть ничего не дает. И автор, понимая это, стыдливо прячется за словом "повесть" (тут, дескать, и художественный вымысел - в строку, и небрежное отношение к герою: в конце концов, ведь не о человеке речь идет, а о персонаже литературного произведения). | ||||||||